Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам
mobilube 1 shc 75w 90 mobil 75w90 цена
 
купить mobil 1 5w40 mobil 1 5w40 интернет магазин автомасел
 
хомут ресори купить запчасть 7H0867331D Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin blender
 
https://myfreemp3.click

Как был возрожден храм Христа Спасителя?

 

В честь славных побед русского оружия на Руси традиционно возводили храмы, становившиеся памятниками воинской славы. Подобное решение было принято и на завершающем этапе Отечественной войны 1812 года. Император Александр I из нескольких предложенных проектов храма Христа Спасителя выбрал разработанный архитектором А.Л. Витбергом.

Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. Уже 12 октября 1817 года состоялась закладка храма.

Казалось, что строительство развивается вполне успешно, но вскоре оно затормозилось. Место для храма было выбрано хоть и красивое, но весьма неудачное. Близость грунтовых вод и частые подвижки почвы сводили на нет усилия строителей. К тому же, Витберг оказался крайне плохим администратором, на стройке процветало казнокрадство и серьезные злоупотребления, допускались непредусмотренные проектом упрощения и различные упущения. В конце концов строительство остановилось, а руководившего им архитектора сослали в Вятку.

К идее возведения храма-памятника вернулись в период царствования Николая I. В 1832 году был утвержден новый проект храма в русско-византийском стиле, подготовленный архитектором К.А. Тоном, академиком Императорской академии художеств. Тон был автором возведения многих удачных крупных объектов, включая дворцы и храмы. Но в этот раз амбиции явно превысили талант. Возможно, свою роль сыграло и требование Николая I, чтобы храм был обязательно в «древнерусском» стиле, но при этом большого размера. В результате был спроектирован громадный храм, высотой более 100 метров, увенчанный куполом, диаметр которого превышал 25 метров, и четырьмя небольшими колоколенками по углам здания. Архитектор, взяв за основу промеры старинных церквей, увеличил их в несколько раз. В результате новый храм получился тяжеловесным, а его характерными особенностями стали величие и грандиозность, но в нем начисто отсутствовали изящество и устремленность ввысь, свойственные древнерусским церквям.

Для храма лично императором было выбрано новое место, теперь его планировали возводить на Пречистенской набережной на месте Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых, которые предстояло снести. Закладка храма была проведена в 1839 году в присутствии императора, лично уложившего в основание храма закладную доску.

По сравнению со своим предшественником, Тон оказался хорошим администратором, и строительство продвигалось успешно. Главным строительным материалом был белый известняк, который привозили из-под Коломны. Уже в 1846 году строители закончили возведение свода главного купола. Значительное время заняла облицовка храма камнем благородных пород, сооружение глав и кровли. Только в 1860 году строительные леса были, наконец, сняты, и москвичи увидели величественный храм со сверкающими на солнце куполами.

Работы в храме продолжались еще более 20 лет. В его росписи принимали участие многие известные живописцы того времени, в том числе В.П. Верещагин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский, П.С. Сорокин, В.Е. Маковский, А.И. Корзухин, И.М. Прянишников. В изготовлении горельефов, которыми был украшен храм, участвовал скульптор П.К. Клодт.

Основные работы в храме были закончены к 1883 году, и 26 мая храм Христа Спасителя был освящен в присутствии императора Александра III. Летом того же года в храме были освящены два придела – во имя святого Николая Чудотворца и во имя святого Александра Невского. Начали регулярно проводиться богослужения. Храм Христа Спасителя стал одним из основных центров религиозной жизни России. В конце лета 1917 года в нем проходил Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва вновь был избран святейший патриарх (Тихон), позднее причисленный Церковью к лику святых.

Созданный в честь победы в Отечественной войне 1812 года, храм Христа Спасителя стал крупным памятником-музеем, в котором хранились реликвии и память о величайшем событии в истории Отечества. В нижнем коридоре храма было укреплено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке описывалось 71 сражение, прошедшее на территории России в 1812 году, и 87 заграничных сражений, а также тексты основных манифестов, связанных с событиями тех времен. В специальных мраморных киотах были установлены двенадцать особо почитаемых икон, имевших какое-либо отношение к событиям войны 1812 года и заграничных походов 1813-14 годов.

В послереволюционное время храм продолжал работать, хотя содержать только на средства верующих столь грандиозное здание было весьма затруднительно. Окончательно судьба храма Христа Спасителя была решена в 1931 году, когда место, где он был размещен, выбрали для строительства Дворца Советов. В июле специальная комиссия от Комиссариата народного просвещения стала отбирать в храме предметы и ценности, подлежащие музеефикации. В августе храмовую территорию обнесли забором, начались работы по разборке храма Христа Спасителя и вывозу всего, что подлежало передаче в Гохран, музеи или на переработку и утилизацию. Когда было вынесено все, что представляло хоть какую-то ценность, храм 5 декабря 1931 года был взорван.

Грандиозным планам строительства на месте снесенного храма Дворца Советов сбыться было не суждено, начавшиеся работы были прекращены в связи с войной, а заготовленные для монтажа металлические конструкции отправлены на нужды обороны. После окончания войны строительство уже не возобновили, а к началу 60-х годов на месте снесенного храма соорудили открытый плавательный бассейн «Москва».

Во второй половине 80-х годов прошлого века в СССР началось широкое обсуждение возможности возрождения храма Христа Спасителя. В начале 90-х годов на различных уровнях уже принимались решения, направленные на ликвидацию бассейна и воссоздание храма. В сентябре 1994 года началась разборка бассейна «Москва», а 7 января 1995 года, когда в стране отмечали Рождество Христово, патриарх Московский и всея Руси Алексий II после торжественного молебна заложил камень и памятную доску в фундамент восстанавливаемого храма. В этот же год на Пасху в возрождаемом Храме Христа Спасителя состоялось первое богослужение.

Строительство храма, за которым с интересом следила вся страна, проводилось невиданно быстрыми темпами. Уже к концу 1999 года в храме были закончены росписи и внутреннее оформление, которые выполнялись известными художниками и скульпторами под руководством Российской академии художеств, и проведено малое освящение. А 19 августа 2000 года патриархом Алексием II было совершено Великое освящение храма Христа Спасителя, ставшего главным храмом Русской православной церкви.

В воссозданном храме Христа Спасителя и расположенной при нем Преображенской церкви снова горят лампады и свечи, ежедневно проводятся богослужения, совершается великое таинство общения человека с Богом.

Источник http://shkolazhizni.ru