Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам

Кого изобразил Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны?

 

Согласно церковным преданиям, первым живописал лик Богородицы евангелист Лука еще при земной Ее жизни. Веками вырабатывались каноны, по которым образ Богородицы мог быть узнаваем, совершенствовалась техника письма, появлялись новые идеи, споры богословов вносили свои изменения в существовавшие правила живописания.

В католической церкви была разрешена религиозная живопись, в православии была признана иконопись с еще более жесткими рамками изображения.

В католическом искусстве зачастую отправной точкой для создания изображения Богородицы была внешность какой-либо женщины. Не стала здесь исключением и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, в чертах лица которой узнается не столько почитаемый христианами образ Богоматери, сколько запечатленная на полотне Маргарета Лути (Люти, Люччи).

Едва ли не впервые за историю изобразительного искусства эпохи Возрождения Богоматерь была изображена не в своем божественном облике. Обнаруживается полное несоответствие с общепринятыми изображениями Мадонны – подчеркнутая простота позы, фигуры, лица, одежд, прически, отсутствие обуви.

Кажется, что даже изображенные рядом с Мадонной папа Сикст II, в ногах которого находится папская тиара, символ духовной власти, и святая Варвара, одетая куда наряднее и роскошнее Богоматери, несколько удивлены ее человеческой беззащитностью, открытостью и совершенно земным видом крестьянской девушки. Нет на Сикстинской мадонне ни царского венца, ни роскошных одежд, не восседает она величественно на троне; даже по-детски распахнутые глаза Мадонны словно противопоставляются мудрому взгляду Младенца Христа.

Готовое полотно породило много споров в церковной среде, заказчики отказывали принять «Сикстинскую Мадонну», находя картину едва ли не еретической. С точки зрения католических священников, подобное изображение было греховно по сути своей, что, разумеется, не умалило его художественной ценности.

Дошедшие до наших дней сведения о Маргарете Лути весьма скудны и больше похожи на легенды. Ее отец был булочником, он переехал из Сиены в Рим вместе со своей семьей. И в Риме Рафаэль Санти встретил Маргарету. Во время знакомства Маргарета дала свое согласие позировать художнику для создания фрески «Амур и Психея». Молодые люди влюбились друг в друга, но ее отец был против их встреч. Тогда Рафаэль выкупил у булочника Маргарету, заплатив за свою прекрасную возлюбленную три тысячи золотых монет.

Двенадцать лет подряд (по другим источникам – шесть лет) Рафаэль и Маргарета жили вместе, она сопровождала его во всех поездках и была натурщицей для многих полотен великого живописца, помогая создавать ему образы Мадонн, святых и мифических красавиц. Современники подчеркивали, что Рафаэль не расставался с ней до самой своей смерти, не мог работать, если ее не было рядом.

Мнения исследователей по поводу жизнеописания Маргареты Лути совершенно противоположны. Одни утверждают, что она не отличалась верностью и зачастую обращала внимание как на заказчиков работ Рафаэля, так и на его учеников. Одна из известных сплетен также гласит, что Рафаэль умер в постели своей неверной возлюбленной от сердечного приступа.

Другие же, среди которых Павел Муратов, указывают на то, что это были возвышенные любовные отношения. Брак художника и дочери булочника запретил Ватикан и в надежде сделать Рафаэля придворным живописцем организовал его брак с племянницей одного из кардиналов, однако она была отвергнута Рафаэлем. Известен и тот факт, что рыдающую Маргарету удалили из комнаты умирающего Рафаэля, когда к нему прибыл папский посланник.

Судьба Маргареты Лути после смерти ее возлюбленного и покровителя также неясна. Злые языки утверждают, что она получила в наследство от Рафаэля большую сумму денег и стала известной всему Риму куртизанкой. Муратов утверждает, что Маргарета Лути ушла монастырь, о чем свидетельствует соответствующая запись, гласящая о пострижении в монахини «вдовы Рафаэля».

Но какова ни была бы судьба Маргареты Лути, в веках остался ее образ, созданный Рафаэлем и восхищающий своей простотой и красотой все новые и новые поколения.

Источник http://shkolazhizni.ru