Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам
купить тормозную жидкость мобил для авто оригинальная тормозная жидкость vw украина
 
підшипник двигуна купить запчасть 7H0199848D Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin mixing service
 
mp3 music listen online

Ревекка и Элиэзер: чем их история привлекательна для художников?

 

«Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей». 
(Бытие, гл.24, ст.67) 

Это конец, а вот начало: Авраам велит Элиэзеру взять 10 верблюдов и отправляться в путь. Надо у родственников взять девушку и привезти ее в жены любимому сыну Исааку.

Кажется: ну, и что тут такого? Съездил на 10 верблюдах за тридевять земель – и что? Ну, выбрал Элиэзер невесту и привез ее Исааку, ничего особенного. А художникам заказывают картины об этом событии на протяжении столетий.

Ключ к пониманию, вероятно, в том, что в 24 главе книги «Бытие» история Ревекки и Элиэзера повторяется три раза! Три раза Элиэзер рассказывает о том, какую невесту он хотел найти и как он ее узнал.

С поразительным постоянством художники выбирают момент встречи Элиэзера и Ревекки. Возможно, потому что здесь столько персонажей – и Ревекка, и Элиэзер, и погонщики, и верблюды, и горожанки, пришедшие за водой, короче – есть где развернуться художественной мысли. И композицией можно поиграть, и цветом, и фактурой…

У кого-то Элиэзер пьет, у другого – вместе с Элиэзером пьют верблюды, у третьего – Ревекка получает подарки… Время, разделяющее творения художников, – до 1000 лет, поэтому соответственно меняется и одежда персонажей, и их внешний облик, и пейзаж, и колодцы.

Например, в Библии нет прямого указания на возраст Элиэзера (возраст можно приблизительно подсчитать, Элиэзеру от 65 до 70 лет), и художники видят его пожилым (в большей части), но иногда его изображают как весьма симпатичного юношу. Одежда Элиэзера тоже разная: где-то он в хламиде восточного типа, а где-то – в средневековом европейском костюме (большинство художников видело верблюдов только на каких-то иллюстрациях в рукописях, а в Палестине практически никто из них не был). О восточной одежде они могли судить только по одежде арабов.

Заглавной иллюстрацией к статье – «Ревекка и Элиэзер» Бартоломео Эстебана Мурильо. Колодец – на возвышенности, рядом – какая-то стена (может быть, городская), внизу слева – верблюды и погонщики. Тени длинные, вечереет. Возле колодца – четыре молодые женщины. У одной из них в руках ведро, из которого пьет черноволосый мужчина. Женщина отвернулась в сторону, смотрит на подруг.

Как бы все элементы легенды присутствуют: Элиэзер пьет, Ревекка держит ведро с водой, у колодца – горожанки, поодаль верблюды. Все есть – но нет единства действия.

В этой сцене Элиэзер должен опознать невестку Авраама – и на это нет ни одного намека. И нет связи между верблюдами и колодцем.

Это – «Ревекка и Элиэзер» Никола Пуссена.

Есть город, колодец, вечер, горожанки, чернобородый Элиэзер, Ревекка – и ни одного верблюда. Насколько важны верблюды – это второй вопрос. На картине прослеживается общение Элиэзера и Ревекки: он ей что-то говорит, а она благосклонно слушает. Но мало того, что Элиэзер относительно молод, он не пьет! Вся сцена воспринимается, как заигрывание незнакомого мужчины с девицей, при этом ее спутницы наблюдают за этим с большим любопытством. Нет ни намека на то, каким образом Элиэзер определил, что перед ним – невеста Исаака.

Это – Маратти. Колодец, вечер, горожанка, верблюд. Но Элиэзер уже напился и сделал выбор, Ревекка получает дары от Элиэзера.

Паоло Веронезе решил убрать лишних женщин, оставил верблюдов, город поодаль и Ревекку. Слуга Элиэзера передает Ревекке (которой уже далеко за 20) подарки свата. Нет момента выбора, момента просветления у Элиэзера, это уже в прошлом, за рамками картины.

На полотне Аркадия Острицкого тоже сцена у колодца. Вечереет, жара спала, самое время идти за водой. Колодец за городом устроен так, что возле него есть поилка – место, где может пить скот. Горожанки с кувшинами, одна уже уходит. Девушка в красном одеянии наливает воду в чашу сидящего на краю колодца седобородого мужчины. Справа на переднем плане и поодаль – верблюды, погонщики, слева – кувшины и ослик. В глубине – дома, справа – горы в дымке.

Элиэзер (это в его чашку льется вода) еще не знает, какую из девушек надо взять в невестки Аврааму. И не знает, как он ее узнает! Но Элиэзер как преданный раб хочет для своего господина самого лучшего, что только может вообразить. И он рассуждает:

«13. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;

14. И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет [мне]: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», [пока не напьются] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]». (Книга Бытие, глава 24).

(Интересная вещь: раб определяет черты характера невесты для сына своего господина! Какой должна быть эта девица? Приветливой, щедрой, трудолюбивой, выносливой. Приветливость – она должна дать напиться ему самому. Щедрость – она должна напоить верблюдов. Трудолюбие и выносливость – чтобы напоить 10 верблюдов, сколько надо вытянуть воды из колодца! Элементарный подсчет показывает – до 1300 литров!)

«17. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

18. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

19. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все].

20. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его».

Этот момент – ключевой: Ревекка наливает чашу Элиэзеру, и Элиэзер опознает будущую жену Исаака, сына Авраама. Элиэзер поражен тем, что все признаки, которыми он наделил будущую невесту, совпадают до последнего.

Она необычайно красива – Элиэзер не может отвести от нее взор. Ее лицо напоминает полную луну (луноликая). Бусы из перламутра – символ ее невинности:

«16. Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж».

На коленях у Элиэзера – шкатулка с подарками. И не только невесте. Кстати, в Библии точно указано, сколько по весу золота Элиэзер вручил Ревекке в подарок:

«22. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота» (для справки: сикль – или шекель – весил 5,6 грамма).

Аркадий Острицкий сумел показать приветливость, красоту, невинность Ревекки. Позиция Элиэзера дает возможность точно обозначить его отношение к Ревекке: его восторг, его выбор.

И несмотря на то, что на первом плане – группа верблюдов, центр картины – невеста, непорочная красавица. Ее красное одеяние рядом с бархатистой шерстью верблюдов магнитом притягивает взгляд.

Цветовая гамма картины как бы приглушенная. Даже ярко-красное пятно одежды Ревекки не разрушает впечатления, что уже наступили сумерки.

Картина выглядит статичной, все как бы застыли. Но есть два динамических элемента: текущая вода и напряженный, восхищенный взгляд Элиэзера.

Аркадий Острицкий показал многообразие действующих лиц и деталей библейских времен, связал местом действия и горожанок, и верблюдов, и колодец, и дары Авраама. Но самое впечатляющее на картине – взгляд Элиэзера на Ревекку. Именно это – знамение свыше, о котором Элиэзер говорит: «и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]».

Желание увидеть этот момент просветления понуждало любителей искусства заказывать этот сюжет снова и снова. А руку художников вело желание схватить этот миг и остановить его на полотне.

И тысячу лет они повторяют рассказ о Ревекке и Элиэзере.

Источник http://shkolazhizni.ru