Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам
mobil 1 esp formula 5w 30 mobil 1 esp formula 5w 30
 
купить масло мобил супер 3000 масло мобил супер 3000 интернет магазин автомасел
 
опора рудуктора купить запчасть 7H0399151H Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc laundry
 
download songs to mp3 from youtube free

«Суд Париса»? Нет, жизнь художника

 

Творцы мифов Древней Греции лепили богов со своего окружения: вечные споры, любовные похождения, ревность, воровство, ложь. И когда погружаешься в эти легенды, кажется, что это большая семья, раздоры в которой ни к чему хорошему не приводят. С другой стороны, мифы заметно наследили в истории культуры и науки.

События в семействах богов, полубогов и прочих таинственных обитателей Эллады вдохновляли и по сей день вдохновляют художников и скульпторов, наверное, потому, что за их сказочной формой скрыты особенности реальных отношений между людьми, некая философия жизни.

Один из таких сюжетов – «Суд Париса». Что же это такое? Парис – сын троянского царя Приама и Гекубы. Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить (почему-то не дал приказ убить, видимо, пожалел). Главный пастух царя (во простота нравов – у царя был в те времена главный пастух!) выполнил приказ, но через пять дней решил проверить, что осталось от младенца. Младенец был жив, потому что его нашла и кормила медведица (как это установил пастух – не написано). Пастух забрал Париса к себе домой.

Прошло лет этак пятнадцать (или что-то около этого). Мальчик стал красивым и храбрым, за что и выбрала его нимфа Энона – дочь речного бога Кебрена, которая впоследствии родила ему сына. Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида. Именно туда явился Гермес (покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства) и привел с собой трех олимпийских богинь: Геру – законную жену Зевса, Афину – первую дочь Зевса (но не от Геры), и Афродиту – богиню любви (почему Зевсу в качестве судьи понадобился пастух – в легенде ни слова, ни полслова).

Гермес дал Парису золотое яблоко и указание Зевса разрешить с его помощью ссору трех богинь – отдать какой-нибудь одной, на выбор бедного пастуха. А яблоко это с нацарапанной надписью «Прекраснейшей» подбросила на какой-то свадьбе коварная богиня раздора Эрида, из-за чего богини сильно повздорили (ну, всё как у людей!).

Представляете себе положение Париса: рассудить трех особ женского пола, одна могущественнее другой?!

Парис предложил богиням скинуть с себя все тряпки и прочие вещи, поскольку иначе пришлось бы судить красавиц по их одежке (Афродита должна была снять свой волшебный пояс, благодаря которому всякий влюблялся в ее обладательницу, а Афина – свой шлем). Напомню, что у Париса была прекрасная жена, но отказаться от такой возможности и чести – посмотреть на голых богинь – было выше его сил.

Первой вышла Гера, показалась вся и заявила, что, если яблоко достанется ей, Парис будет самым могущественным. Следом появилась Афина с обещанием, что он будет побеждать во всех своих битвах, а также будет самым красивым и мудрым человеком в мире. Однако золотое яблоко Парис присудил Афродите, которая пообещала ему любовь самой красивой женщины на свете – Елены, жены спартанского царя Менелая (обратите внимание на эту пикантную деталь – Парису богиня обещает чужую жену!).

Итак – выбор в пользу любви: не надо ни могущества, ни ума, ни красоты – дайте любящую женщину!! Последствия – самые неприятные: кражи, войны, убийства.

Петера Пауля Рубенса этот сюжет волновал до конца жизни. Первый вариант картины датирован 1605 годом (Рубенсу 28 лет). На картине слева на переднем плане спиной к зрителю вполоборота сидит Парис, в левой руке – яблоко. Обнаженный Гермес стоит левее Париса. На то, что Парис – пастух, слабо намекает пес у его ног.

Перед ними богини. В центре – Афродита, слева от Афродиты – Гера, справа боком к зрителю – Афина, у ее ног щит и шлем. Амурчики (или кто там еще) помогают богиням освободиться от драпировок. И богини явно сопротивляются этому (пожалуй, только Афродита не препятствует обнажению: понимает, что так она лучше, чем в тряпках).

Парис в сомнении: он отдает яблоко – и получает врагов. А выбора нет. Он должен выполнить волю Зевса, он должен кому-то отдать этот золотой приз. И точно известно, что две обделенные будут ему за это мстить. Он еще не сделал свой выбор – но это состоится вот-вот!

Следующий вариант картины – 1625 год (спустя 20 лет, Рубенс уже 16 лет женат на Изабелле Брандт, которая моложе него на 15 лет, и счастлив в браке). Слева Гермес одет и сидит, у Париса в правой руке яблоко, которое забирает его избранница Афродита.

На лице Париса сомнение в том, что он получит обещанное – любящую женщину. У Афродиты на лице спокойная уверенность в собственных возможностях, Парис получит Прекрасную Елену! Гера страшно недовольна. Укоризна, гнев, недоумение, угроза – как можно отказаться от могущества? У Афины на картине не видно лица, а на спине совершенно невозможно прочитать ее (Афины) чувства.

Еще правее сидят мужчина и женщина (может быть, они олицетворяют Землю и Воду?). Женщина как бы отворачивает лицо мужчины вправо, в сторону: мол, на что ты пялишься?

Третий вариант картины (1636 год, Рубенс 6 лет как женат на Елене Фоурмент, которая моложе него на 37 лет): меньше фигур, появились овцы, на щите Афины – изображение Медузы Горгоны. Но изменилось не только это, изменилось и отношение художника к происходящему: он пишет Париса с яблоком в руке, которое он протягивает вперед, но не ясно – кому. И Гермес в напряженном ожидании! А дамы – без эмоций. С одной стороны, Парис как бы решение принял – он протягивает яблоко. Но на его лице сомнение, и богини еще не знают, кому оно достанется!

Четвертый вариант написан за год до смерти художника (1639). Опять Парис и Гермес слева. Но теперь яблоко держит Гермес. А Парис должен только назвать избранницу. Но посмотрите на его позу: он в глубоких раздумьях (не отсюда ли Огюст Роден взял позу своего «Мыслителя»?)! Он еще не решил, что выбрать: любовь, могущество или мудрость?

Почему художник не оставлял эту тему? Что было в ней привлекательного для него? Можно предположить, что в первом варианте картины, написанном за 4 года до женитьбы на Изабелле Брандт, в полотно прорвалось желание художника найти любимую и любящую женщину. И надо было сделать выбор между могуществом, мудростью и любовью. Видимо, для 28-летнего художника это было не очень просто. Поэтому Парис раздумывает.

В 1609 году Рубенс женился на Изабелле Брандт. Брак был очень счастливым. Когда она умерла (1626), он написал своему другу Дюпюи: «Воистину я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».

Во втором варианте «Суда Париса», за год до смерти любимой жены, выбор сделан в пользу любви. И это – несмотря на гнев Геры, которая обещала ему могущество. Не исключено, что это – отголоски каких-то переживаний самого Рубенса, который был и красив, и элегантен, и дипломатичен, и образован.

Третий вариант картины появился в 1636 году, через 6 лет после второй женитьбы Рубенса. Парис протягивает яблоко именно Афродите, но на его лице вопрос: «А я получу обещанное?»

1639 год – четвертый вариант картины: Парис в раздумьи, 1640 год – смерть Рубенса.

В композициях картин – отражение смены предпочтений художника. В молодости – может быть, не любовь самое важное в жизни? Постарше – любовь прежде всего! С возрастом – может быть, любовь и важна, но... Перед смертью – глубокое сомнение в том, что для любви можно пожертвовать всем.

Четыре полотна. Одно совершеннее другого. Вся жизнь великого художника.

Источник http://shkolazhizni.ru