Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам

Что такое домра?

 

Что только ни говорят наши соотечественники, встретив на улице музыканта с таким инструментом, как только ни обзывают! «Мандолина» – это в лучшем случае… А можно услышать и «гитара», и «балалайка», и «бандура», и «скрипка».

У меня один гражданин как-то поинтересовался, не ракетка ли это для игры в большой теннис, а одного моего коллегу даже приняли за… баяниста. И даже услышав объяснение – домра, переспрашивают: «Домбра?» или даже «Это что-то азиатское?»

Между тем русская домра, конечно, состоит в родстве с казахской домброй – но не больше, чем казахская тамбура или итальянская мандолина… А главное – она именно русская! Пожалуй, её можно считать «исконно русской» даже в большей степени, чем балалайку, которая успела стать своеобразным музыкальным символом нашей страны (хотя и презираемым многими нашими соотечественниками – как и всё русское).

Начало истории домры теряется в глуби веков. Одни исследователи возводят её к восточным инструментам, другие – к европейской лютне (имеющей, впрочем, арабское происхождение). Весьма вероятно, что правы и те, и другие: русская домра возникла «на пересечении» двух музыкальных традиций, вобрав в себя – как и многое в нашей национальной культуре – как европейское начало, так и азиатское.

Так или иначе, в Средние века домра уже была широко распространена на Руси, будучи любимым инструментом скоморохов, что отражено даже в фольклоре (вспомните пословицу: «Рад скомрах о своих домрах»)... Причём домрачеи (так назывались в те времена исполнители на домре) пользовались успехом не только в народе: в XVI веке при царском дворе существовала так называемая «Потешная палата» – своего рода придворный оркестр, куда входили в том числе и домрачеи. Причём уже тогда существовало нечто вроде оркестровых разновидностей: «домришка», «домра басистая».

В XVII веке история русской домры трагически обрывается: в 1648 г. представители духовенства обращаются к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять меры против скоморохов. Почему это произошло? Согласно официальной версии, приведённой в обращении, скоморохи своими «бесовскими игрищами» отвлекают народ от молитв и от посещения храмов. Но, возможно, причина была намного глубже: даже через много веков после Крещения Руси язычество не спешило сдавать позиции, продолжая бытовать в народе, а скоморошество было именно языческой традицией…

Так или иначе, царь – хоть сам и любил скоморохов – не посмел перечить святым отцам и издал указ об истреблении скоморохов. Репрессиям подверглись не только люди, но и инструменты – в том числе и домры: их сжигали на площадях. Так русская домра была уничтожена – казалось, навсегда… Но поскольку без музыки жить невозможно, на смену ей скоро возникает другой инструмент – балалайка.

Именно из балалаек составил в 1888 г. свой кружок, а затем и оркестр Василий Васильевич Андреев – человек, вошедший в историю как создатель оркестрарусских народных инструментов. Но одних балалаек было недостаточно – Андреев интуитивно чувствовал, что нужен мелодический инструмент… но какой?

Решение пришло неожиданно: в 1896 г. один из сподвижников В. Андреева находит в Вятской губернии на чердаке старого дома неизвестный инструмент с овальным корпусом. На основании изображений в древнерусских источниках был сделан вывод, что это и была русская домра. Как удалось этому экземпляру уцелеть и сохраниться до конца XIX века – так и осталось тайной, но так или иначе, с этого момента домра – как спящая красавица – возвращается к жизни.

Совместно с мастером С. Налимовым В. Андреев создал оркестровые разновидности домры: малая, альтовая, теноровая, басовая, контрабасовая, а также домра-piccolo (контрабасовая со временем вышла из употребления, а теноровая сейчас употребляется достаточно редко). Домра вошла в Великорусский оркестр – и с этого момента он становится в полном смысле оркестром.

Потом было многое… Был Концерт для домры с оркестром Н. Будашкина – первое произведение для солирующей домры. Великие имена: А. Симоненков, Ю. Яковлев, Т. Вольская, С. Лукин… и конечно – «домровый Паганини» А.А. Цыганков.

Сегодня – как и во времена В.В. Андреева – быть народником вообще и домристом в частности означает быть фанатиком своего дела. А борьба против русских народных инструментов идёт, быть может, не такая явная – но, пожалуй, не менее ожесточённая, чем при царе Алексее Михайловиче (разве что без костров на площадях).

Так что же – сохраним? Или – как всегда – будем бездумно терять всё своё родное, национальное, а потом говорить громкие слова о «возрождении России»?

Источник http://shkolazhizni.ru