Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам

Ференц (Франц) Лист

Дата рождения: 22 октября 1811
Место рождения: Доборьян (Райдинг)
Страна: Австрия
Дата смерти: 31 июля 1886

Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt) — композитор, пианист, педагог, публицист, дирижёр, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 г. в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг). Он был единственным ребенком в семье. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. После трёхлетних занятий Ференц в возрасте восьми лет впервые принял участие в публичном концерте. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.

  С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни. Школа Карла Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери.

После Вены Лист едет в Париж (1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение, из-за которого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начинает сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды. В 14 лет начал оперу "Дон Санчо, или Замок любви", которая даже была поставлена в Grand-Opera (1825 г.).

В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него. Возникает идея "Революционной симфонии", в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Складывается круг близких ему музыкантов: Берлиоз, Паганини. Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен. Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

В 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял.

В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд, которая увлекалась современным искусством, имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Анри Стиль. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и вместе с Листом уехала в Швейцарию — так начинается следующий период жизни Листа (1835 - 1848 гг.), за которым закрепилось название "Годы странствий" (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника "Альбом путешественника", который впоследствии стал сборником "Годы странствий", преподает в Женевской консерватории, ездит в Париж с концертами. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику — играет симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена. Вместе с д’Агу Лист пишет статью "О роли искусства и положении художника в современном обществе".

В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов, это окончательно обособило концертные выступления от салонных. К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из "Лючии" Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839 г.), где заканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал с концертами всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Лист интересовался русской музыкой, он издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время Лист активно занимается просветительской деятельностью. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки памятника гениальному композитору.

В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 г. они решили создать семью, но Каролина была замужем, она была католичкой. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский. В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар, в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, Бетховена, а также современников — Шумана ("Геновева"), Вагнера ("Лоэнгрин") и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Главный итог веймарского периода — напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. "Альбом путешественника" после большой работы стал "Годами странствий". Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы венгерские мелодии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.
В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.

Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые "веймарцы", в противоположность "лейпцигцам", к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист. Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные споры.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим.

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивает на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории "Святая Елизавета", "Христос", четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появляется третий том "Годов странствий", насыщенный философскими мотивами. С концертами в Риме Лист выступал чрезвычайно редко.

В 1866 г. Лист едет в Веймар, он живет в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты — среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, пишет "Забытые вальсы" и новые рапсодии для фортепиано, цикл "Венгерские исторические портреты".

На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце, из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

Умер Лист 31 июля 1886 года в гостинице на руках камердинера.

Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 14 симфонических поэм, симфонии "Фауст" и "Divina comedia", фортепианные концерты. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене, о "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Шуберте, большое сочинение о венгерской музыке.

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886 гг.), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники, которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - 1851 г., № 2 - 1847 г., № 3 - 15  - 1853 г., № 16 - 1882 г., № 17 - 19 - 1885 г.

Источник: www.olofmp3.ru