Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам
купить тормозную жидкость мобил для авто купить тормозную жидкость мобил для авто
 
купить mobil delvac xhp extra 10w40 mobil delvac xhp extra 10w40 интернет магазин автомасел
 
ковпачок колісного болта купить запчасть 6X0601173B9B9 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/judas+priest+%E2%80%93+%E2%80%9Credeemer+of+souls%E2%80%9D
 
btc mixing

Как гудел русский народ? Гусли

 

Хорошо погудели – говорим мы после классной вечеринки. Гудебными сосудами называли на Руси музыкальные инструменты. А гудок был одним из них. Музыкант назывался «гудец». Так посмотрим, на чем же гудели наши предки.

Как «поделить» народные инструменты?

Обычная техническая классификация музыкальных инструментов не очень интересна. Она говорит о конструкции, а не о роли инструмента. Попробуем «поделить» по-другому.

Во-первых, «самые народные» инструменты. Это те, что народ, не профессионалы-столяры, а простые люди, сами изготавливают и играют на них. К ним можно отнести разные примитивные инструменты. Такие, как калюки, кувиклы, жалейки, ложки и другие. В большинстве своем это либо что-то совсем простое, либо хозяйственные предметы, такие, как ложки или железная коса (для отбивания ритма), использованные музыкально.

Во-вторых, профессионально изготовленные, но упрощенно-музыкальные инструменты. Такие, как гармонь, семиструнка или гусли.

И, наконец, в-третьих, самые что ни на есть академические инструменты, на которых исполняется народная музыка. Так, в руках народного музыканта и скрипка становится народной, и даже пианино «в руках» джазового афро-американца.

Далее рассмотрим более конкретно некоторые инструменты и отнесем их к нашей классификации.

Крыловидные гусли

Вот уж самый русский из всех народных. Однако бытовал он, как и многие другие инструменты, в основном на территории бывшей Новгородской республики. То ли исторические условия в Московской Руси были иные, то ли политические. Но так вышло.

Когда смотришь на старые новгородские гусли, возникает двойственное ощущение. Сам инструмент по исполнению довольно профессионален. Это тщательно изготовленная коробка с украшениями, современным устройством для настройки. Однако на ней всего четыре-пять струн.

Примитивных предков гуслей в России найдено не было. А вот аналоги обнаружили и в Польше, и в Ютландии (Германия). Способ игры на них в точности совпадает с современной техникой игры на африканском кираре (ох уж эти античные «китаристы», везде наследили). И архаичные греки играли на своей примитивной лире точно так же. У всех этих инструментов струны расположены веером.

Однако в техническом смысле похожи наши гусли все-таки не на лиру, а, как ни странно, на кифару. Но играли на кифаре совсем по-другому, обеими руками щипали параллельные струны, как на арфе. Гусли тоже держали вертикально, но левая рука глушила ненужные струны через специальное игровое окно, а правая бряцала по всем остальным в узком месте. Сегодня гусли держат на коленях, животе или на столе, горизонтально, но бренчат точно так же.

Кифара у греков была с семью-восемью струнами и числилась профессиональным инструментом. Вся теория музыки (даже современная) замешана на постановке рук древних кифаредов.

Так что двойственность заключается в следующем. Новгородские гусли были профессионально изготовленным инструментом. А вот музыкальность их была весьма «народна». Отнесем их ко второй части нашей классификации.

Истоки

Откуда гусли появились на Руси, сказать трудно. Еще в китайской гробнице пятого века до н.э. нашли пятиструнные «гусли», называвшиеся «жу». Были они без игрового окна и держали их горизонтально перед собой (как и гусли сегодня), а не вертикально. И корпус у них был, как полтрубы, а не плоский. Но… исчезли эти «гусли-жу» с китайской «арены» как раз после того, как народился Господин Великий Новгород. У китайцев тогда был период Сонг. Мысли в голову тут приходят самые разные и весьма забавные.

Но, скорее всего, не китайцы принесли гусли в Европу. Этот инструмент родился где-то в дебрях когда-то единой общности славян-германцев. А ориентировались мастера, скорее всего, на кифару (греки-то ведь жили рядом, это от Москвы до них далековато), а не на «рогатую» лиру из тыквы, затянутую коровьим пузырем. Ну а родные материалы и отсутствие профессиональных музыкантов определили внешний вид и «народный» архаичный строй и манеру игры, известные многим народам от Африки до Китая.

Так что можно сказать, что гусли, бытовавшие на нашей территории 1000 лет назад – инструмент славяно-германский. Похожее название бытует и у поляков. А вот у южных славян гуслями зовут смычковый инструмент. Но об этом дальше, под скрипичным ключом.

В более позднее время появляются шлемовидные гусли (псалтирь) с десятью и более параллельными струнами. На Западе им аналогичен псалтерион. Остатков таких гуслей у нас практически не сохранилось. Известны в основном изображения. Но народы Поволжья играют до сих пор на подобных инструментах. По виду и конструкции – это, скорее всего, профессиональные гусли, связанные с пением псалмов. Также это объясняет их редкость в находках.

Германские и американские «гусли»

У германцев инструмент тоже процветает, даже сегодня. Называют они свои гусли цитрой. Опять же искаженная «кифара». А вот у белых американцев самым народным инструментом является автоарфа (autoharp). В ней пальцы левой руки не глушат струны, а жмут специальные планки с фетром, которые позволяют звучать нужным аккордам.

Академия

В России в начале 20 века тоже был придуман «самогудный» инструмент. Это большие оркестровые клавишные гусли. Они используются в академических оркестрах народных инструментов и созданы для их нужд. У них есть фортепианная клавиатура, которая позволяет брать практически любые аккорды, в отличие от автоарфы и современных гуслей. Таким образом, можно отнести автоарфу, как и простые гусли, ко второму типу «народности», а клавишные гусли – уже к третьему, академическому.

Заключение

Крыловидные гусли в Новгороде были весьма популярны. В раскопках найдены десятки фрагментов. А сколько не сохранилось?! Зато традиция игры сохранилась до наших дней.

И, как ни странно, количество звуков в большинстве народных (конечно, не городских) песен укладывается в пятиструнные гусли. Что было раньше, курица (гусли) или яйцо (напевы), сказать, как всегда, трудно.

Источник http://shkolazhizni.ru