Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам

Музыка барокко: какой она была? Италия

 

Заглянем ненадолго в Италию. Вся проблема в том, что итальянским композиторам даже для простого перечисления здесь нет места – совершенно невозможно всех поименно назвать. Поэтому придется выбирать, а дело это неблагодарное. Скажем только, что в раздробленной тогда на отдельные государства Италии существовало несколько школ: «римская», «флорентийская», «венецианская». Таким образом, придется многих и многое опустить, но выхода нет. Просто «заглянем в гости» к некоторым из мастеров барокко.

Аллегри

Грегорио Аллегри (1582 – 17 февраля 1652) – итальянский композитор и (так же, как и впоследствии Вивальди) – священник. В Италии было несколько художников с фамилий Аллегри и несколько композиторов. Такая вот «художественная» и «музыкальная» фамилия – во втором случае особенно, с учетом того, что есть и сугубо музыкальный термин «аллегро» (обозначение темпа и частей произведений, само же слово «аллегро» обозначает «веселый, быстрый»).

Нас интересует самый знаменитый Аллегри – Грегорио – тот, что в Риме. Творчество Грегорио Аллегри находится на стыке эпох – Возрождения и барокко, есть черты того и другого стиля. Само слово барокко – от португальского словаperola barroca – «жемчужина неправильной формы», или жемчужина с пороком. Барокко – нечто вычурное, причудливое, даже порочное – сейчас такой перевод воспринимается забавно.

Грегорио Аллегри учился, находясь под влиянием музыки Джованни Палестрины. Большую часть жизни он проработал в Сикстинской капелле в Ватикане. Самое известное произведение Аллегри – Мизерере. Miserere – начальное слово текста римско-католической службы (Miserere mei, Deus – «Помилуй меня, Боже») – музыка на 50 (51) псалом.

Эта музыка считается шедевром духовной музыки своего времени. Ко всему прочему, у этой музыки есть своя история, своя жизнь, своя тайна и легенда.

Дело в том, что Ватикан запретил копирование Мизерере под страхом отлучения от церкви, таким образом, «засекретив» музыку. История гласит, что через много лет Ватикан посетил 14-летний Моцарт – во время поездки с отцом в Италию. Он услышал Мизерере Аллегри, со слуха его полностью запомнил и в этот же день записал ноты по памяти. Скоро ноты были изданы. Наказания Моцарту не последовало. Вот такая удивительная и таинственная история.

Miserere Аллегри исполняется сейчас в Европе очень часто, и это исполнение уже может быть не связано с конкретной церковной службой. Это – очень частое явление в истории музыки.

Монтеверди

Клаудио Монтеверди (15 мая 1567 – 29 ноября 1643 годы) – крупнейший итальянский композитор, чье творчество также находится на границе эпохи Возрождения и барокко.

Монтеверди родился на севере Италии – в Кремоне. Последние десятилетия жизни он работал капельмейтером в самом главном, кафедральном соборе Венеции – Соборе святого Марка (Сан-Марко – сейчас наследие ЮНЕСКО). Монтеверди работал и воспитывал сыновей (жена умерла в молодости). Один из сыновей погиб во время эпидемии чумы, второй за чтение запрещенных книг попал в руки инквизиции (отцу удалось добиться его освобождения).

В Венеции же Монтеверди был рукоположен в священники. А после того как стал священником, написал свои «самые светские» оперы.

Напомню, что опера стала едва ли не первым светским монументальным (то есть не небольшая песня, а крупное произведение) жанром, не связанным с церковью. Но это не значит, что опера взяла и «потеряла дорогу к храму», просто она начала искать новые темы и новые «смыслы». И так же, как и значительная часть живописи того времени, опера обратилась снова к Древней Греции и Древнему Риму – к идеям и сюжетам. Античность была европейским «нашим всё» эпохи барокко.

Опера (итальянское: труд, работа) родилась в Италии. Идея пришла из Флоренции, кому-то будет интересно узнать, что одним из инициаторов идеи «синтеза искусств» был композитор Винченцо Галилей – отец Галилео Галилея. Опера «разделилась» – на оперу-сериа (итальянский: seria – серьезная), и оперу-буффа (buffa – комическая, многим знакомо слово «буффонада»). В последней преобладали бытовые сюжеты. Автором первой оперы вообще считается флорентиец Якопо Пери (20 августа 1561– 12 августа 1633 года).

Опера «Орфей» Монтеверди – на известный всем сюжет. Вообще, только на тему об Орфее было написано около 50 опер! А также балеты (20 век – Стравинский), мелодрама (русский композитор, один из первых профессионалов – Евстигней Фомин, 18 век). А есть даже рок-опера, эта первая советская рок-опера вообще («Орфей и Эвридика» А. Журбина, 1975 год). Такой востребованный тысячелетиями сюжет. О музыканте, кстати.

Еще одна опера Монтеверди, которая до сих пор на сцене – «Коронация Поппеи». Здесь довольно необычен сюжет – он исторический (на основе работ Тацита, Светония и других авторов) и страшный. Поппея – любовница императора Нерона. Нерон женат, она замужем. Поппея убеждает Нерона в том, что нужно избавиться от знаменитого философа Сенеки – он друг жены Нерона. Сенека подчиняется императору и кончает жизнь самоубийством. Жена Нерона уговаривает мужа Поппеи убить свою жену, но замысел раскрыт. Нерон разводится и женится на Поппее.

На этом опера кончается, хотя настоящая история продолжилась: Нерон ударил беременную Поппею в живот, она умерла. Скоро и Нерон покончил с собой, а затем умерли и все оставшиеся действующие лица. Такая подлинная история времен начала заката Римской империи. Часть этой истории стала сюжетом оперы Монтеверди.

Но так получается, что здесь тот редчайший случай, когда по сюжету добродетель вовсе не торжествует и порок не наказан. Получается (с первого взгляда), что победили алчность, прелюбодеяние, подлость. Это совершенно не характерно для искусства того времени. Впрочем, и сейчас лучше всего воспринимаются фильмы с хэппи-эндом, в которых злодей побежден положительным героем – это остается неким «стандартом». А тут – и вовсе 17 век.

В данном сюжете – даже добродетель-то сыскать трудно. Возможно, Монтеверди почувствовал настоящую, не придуманную драматургию в этом столкновении низких и высоких побуждений (например, комедийные любовные сценки и стоическая смерть философа Сенеки). А это уже – правда жизни.

Две оперы Монтеверди в 20 веке неожиданно вернулись на сцену, через три столетия. Странным образом эта музыка оказалась вновь востребована, как и вся музыка барокко.

Возвращаясь к Монтеверди, нельзя не сказать, что в 2007 году был снят художественный фильм под названием «Весь Монтеверди» (английский фильм «The Full Monteverdi»), целиком основанный на музыке итальянского композитора.

У нас эпоха барокко еще «продолжается». Об Алессандро и Доменико Скарлаттиесть отдельная статья. Останемся пока в Венеции и упомянем братьев Марчелло.

Марчелло

Композиторов Марчелло было два. Они были братьями. Именем одного (Бенедетто) названа Венецианская консерватория, хотя по большей части он был государственным деятелем Венецианской республики. Известна и его личная история: он женился тайно, дворянин – на простой девушке-певице. После смерти Бенедетто брак был аннулирован государством.

Второй брат известен современным слушателям, поскольку одно из его произведений тоже довольно часто исполняется в наши дни.

Алессандро Марчелло (24 августа 1669 – 19 июня 1747 г) – итальянский композитор, поэт, философ, математик. Оба брата были благородного происхождения, профессионально занимались другими делами, но очень любили музыку. В том числе и сочиняли. Один концерт Алессандро Марчелло для гобоя и струнных переложил для клавесина Бах. И с тех пор печальную мелодию из 2-й части концерта Марчелло (Адажио) можно услышать где угодно, в том числе в кинофильмах.

Источник http://shkolazhizni.ru