Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам

Музыка Возрождения: какой она была? Жуткие и светлые истории

 

В то время, когда во Франции распевали шансоны, в Германии пели свои песни. Здесь появились целые профессиональные объединения – цеха поэтов-певцов. Они назывались мейстерзингерами, в отличие от «бродячих» миннезингеров Средневековья. Это были уже «оседлые» горожане. Одним из самых знаменитых мейстерзингеров был Ганс Сакс.

Башмачник Ганс Сакс

Ганс Сакс (5 ноября 1494 – 19 января 1576 г.), место жительства – Нюрнберг. Он оставил около 6000 песен, что много даже без учета того, что основной сферой его деятельности была работа сапожником.

Песни у Нюрнбергского мейстерзингера были разные: и духовные, и бытовые («Школяр в раю», «Корзина разносчика»). Гансу Саксу посвятил свою поэму Гёте.

В Германии также возникает протестантский хорал – церковное пение на немецком языке. Авторство мелодии и стихов не менее 30 хоралов приписывается самому инициатору Реформации Мартину Лютеру.

Во Франции продолжали писать шансоны, в Италии (тогда раздробленной) были популярны свои светские песни: концонетты, вилланеллы, фротоллы, затем мадригалы. Многие из этих песен изначально народные, но воспринимались и перерабатывались уже в профессиональной композиторской среде.

Одной из самых загадочных фигур итальянского Ренессанса был Карло Джезуальдо ди Веноза. Интерес к нему сейчас велик не только потому, что был он могучим властителем, и не только потому, что был он убийцей.

Его музыка звучит так, как будто она не могла быть написана 400-500 лет назад. Она звучит так, как будто она до сих пор еще не была написана. Как будто это музыка даже не нашего, 21 века, а, может быть, века следующего.

Князь, убийца, композитор

Карло Джезуальдо ди Веноза (1560 или 1561, или 1566 – 8 сентября 1613 г.) родился в весьма аристократическом семействе. Мать была племянницей папы римского, дядя – кардиналом (Карло Борромео, впоследствии – святой католической церкви). Древний род Джезуальдо владел землями и замком. Теперь в Италии есть город Джезуальдо, его называют «городом князя музыки» в честь Джезуальдо. Карло Джезуальдо ди Веноза получил еще и титул князя Венозы после смерти старшего брата. А после смерти отца он стал вице-королем Неаполя.

Музыка была главным увлечением Джезуальдо с детства. Он играл на струнных музыкальных инструментах того времени и сочинял свою необычную музыку.

Особенности музыки его мадригалов до сих пор не получили достаточного объяснения. По образному выражению И. Стравинского, его гармония «направляется голосоведением, как виноградная лоза – шпалерой». Не случайно именно в 20 веке музыку Джезуальдо оценили композиторы авангардного направления. У Стравинского есть произведение под названием «Мадригальная симфония памяти Джезуальдо» – «Монумент» к 400-летию. Существует сразу несколько современных опер с названием «Джезуальдо», одна из них принадлежит перу нашего современника и соотечественника Альфреда Шнитке – опера «Джезуальдо», уже поставленная в Вене и в России.

Более того, обстоятельства жизни Джезуальдо легли в основу литературных произведений: здесь и Анатоль Франс, и В. Хэммонд, и Хулио Кортасар (рассказ «Клон»). О жизни Джезуальдо снят фильм, который называется «Смерть на пять голосов». Режиссер фильма – Вернер Херцог (Германия). В основу фильма легла главная трагедия Джезуальдо – убийство им своей первой жены и ее любовника.

Убийство было совершено из ревности. Возможно, Джезуальдо ди Веноза страдал каким-то психическим отклонением (об этом писал и знаменитый философ, автор «Города Солнца» Томмазо Кампанелла). Факт остается фактом: он женился на самой красивой женщине Неаполя и своей двоюродной сестре Донне Марии д'Авалос. Донна Мария к тому времени (и в свои 25 лет) была уже дважды вдовой, от предыдущих браков от маркизов у нее уже были дети.

Узнав о длительной связи жены, Джезуальдо устроил ловушку, в результате которой и совершил двойное убийство. Даже для того времени это было серьезным преступлением, хотя и касалось вопросов «кодекса чести». Однако наказания не последовало – сыграло роль благородное происхождение и связи на высочайшем уровне при папском престоле. Но не последовало и мести, хотя убитые тоже были из «благородных» семейств.

До конца жизни Карло Джезуальдо мучился угрызениями совести. Строил монастыри, еще раз женился. Но депрессия охватывала его все больше и больше. После смерти Джезуальдо случилось и «мистическое» событие: землетрясение разрушило саркофаг князя, который исчез ровнехонько там, где разверзлась земля.

Кем был Джезуальдо – психопатом или гением, или тем и другим одновременно? Как знать. Но в музыке его удивительно сочетаются страстная скорбь и нечто «космическое», почти «нечеловеческое».

Но от грустной и жестокой истории пора переходить к светлым историям.

Палестрина

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1514 – 1594 г.) – крупнейший композитор духовной музыки эпохи Ренессанса. Прозвище свое – Палестрина – получил по названию города, в котором родился. Он работал в Ватикане, занимал крупнейшие музыкальные должности при папском престоле. Палестрина был женат, а в Сикстинской капелле мог работать только человек, соблюдающий целибат, поэтому ему приходилось периодически работать и в других церквях. В любом случае, жизнь его была напрямую связана с крупнейшими и самыми важными соборами в Риме: Латеранским, Санта Мария делла Маджоре, Собором святого Петра.

Размеренная жизнь (но и через нее прошло страшное горе: смерть от чумы брата, жены и детей), сосредоточенная работа, светлая музыка – это Палестрина. Музыка Палестрины – вершина полифонической церковной музыки того времени. Джованни Палестрина оставил после себя огромное количество произведений, иж ждала «счастливая судьба»: они исполняются и изучаются по сей день.

Наступала эпоха барокко. Границы этих явлений (Ренессанс и барокко) в музыке достаточно размыты, есть фигуры, которые «принадлежат» двум эпохам. Тем не менее наступал XVII век, возникали новые явления. Совсем недолго осталось до «Рыжего священника» Антонио Вивальди с его знаменитыми «Временами года», совсем недалеко до непостижимого Иоганна Себастьяна Баха.

XVII век преемственно связан с эпохой Возрождения, разрыва не произошло, хотя эпохи все же разные. Главное уже случилось – поворот к Человеку. В этом была заслуга Ренессанса. Но пора переходить к роскошному, немного витиеватому, пышному, эмоционально насыщенному, энергичному и уже всем более-менее знакомому барокко.

Источник http://shkolazhizni.ru