Материалы Новости
Последние новости
14/09/2012 - Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия школы-интерната подробнее
11/09/2012 - У Макарского родилась дочь подробнее
04/09/2012 - Красноярские няни повышают квалификацию подробнее
04/09/2012 - Такое кино подробнее
04/09/2012 - Джаз-Коктебель установил рекорд посещаемости подробнее
27/08/2012 - Все подробности о выставке французского белья подробнее
24/08/2012 - На вэб-сайте «Жэньминьван» официально открыт микроблог посольства Республики Казахстан в КНР подробнее
23/08/2012 - В Бишкеке установлены энергосберегающие светильники подробнее
23/08/2012 - Ловись, рыбка, большая и маленькая! подробнее
23/08/2012 - Микрокредит от банка «Огни Москвы» подробнее
Статьи по темам

Музыка XVIII века: какой она была? На пути к классицизму

 

Прощаясь с барокко, нельзя не сказать, что интерес к музыке этой эпохи крепнет с каждым днем. В мире огромное количество музыкальных ансамблей, которые специализируются именно на барочной музыке, и все чаще она звучит в так называемом аутентичном исполнении, то есть на старых инструментах, в тех темпах (более медленных, чем принято в наше время) и так далее.

За кадром пока остались Испания и Англия – о них нужны отдельные рассказы в силу некоторых особенностей развития музыкальной культуры в этих странах.

Править балом сейчас будет Австрия. Но прежде чем перейти к титанам классицизма, хотелось бы посмотреть, как изменилась музыка за короткое время на примере творчества других композиторов – не «венцев».

Вопрос о «переусложнении» музыки стоял давно. Хотя жители Лейпцига, приходя в церковь и слушая Баха, не находили ничего сложного. Более того, и окрестные крестьяне, приезжая в город, не высказывали никакого недовольства «сложностью» музыки. Напротив, скорее Бах мог услышать нарекания в «оперности» своей музыки, то есть в слишком красивых мелодиях. Где красота – там чувственность, а последняя не поощрялась.

Несмотря на то, что центром станет Австрия («венский классицизм»), музыка в других странах никуда не исчезала. Музыкальная культура – это процесс, все время что-то пишется. Музыкознание, кстати, – тоже процесс, все время совершаются новые открытия.

Этому веку мы обязаны и самому понятию «классика». С термином получилось противоречие: им одновременно описывается вся западная музыка, начиная соСредневековья и (или) только период от барокко до эпохи романтизма. Впрочем, всегда возможно уточнение понятий: «классический» и «классицистский». Термины остаются терминами, а музыка остается музыкой. Тем более что много музыкантов находится на стыке эпох и стилей (Перголези, Доменико Скарлатти, Марен Маре). Самое интересное, что почти вся музыка 20 века определяется просто как музыка XX века – слишком большое разнообразие стилей. Слов пока не нашлось.

Сам термин отсылает к эпохе «классическая Греция». И он так же, как и все предыдущие стили, относится и к литературе, и к архитектуре, и к изобразительным искусствам. Впоследствии возникнет явление неоклассицизм – уже внутри романтизма, когда последний начнет «захлебываться в эмоциях». Термин «классика» можно употреблять по отношению ко всей профессиональной музыке, термин «классицизм» – по отношению к музыке венских классиков и других композиторов XVIII века (за исключением представителей позднего барокко). Пока – так, как будет в дальнейшем – посмотрим. Жизнь продолжается.

XVIII век– это ведь еще и век Просвещения. И музыкальный язык полностью изменился. Уравновешенность, сбалансированность, соразмерность, упорядоченность, ясность, простота, вера в разум – главные черты классицизма. Исчезла «многослойность» барокко, огромную роль приобретает мелодия. Возникли новые формы и жанры: соната и симфония родом оттуда. Расцвела инструментальная музыка, хотя и вокальная не была забыта.

На этом, пожалуй, можно закончить с объяснениями: любой человек легко отличит музыку классицизма от любой другой. Единственное, что можно добавить: в XVIII веке в разных видах искусства еще существовало «рококо», также можно встретить словосочетание «галантный стиль». Но лучше забыть все эти узкоспециальные вещи и просто поговорить о музыке. Для того чтобы ее понимать и любить, не обязательно вдаваться в технические детали, расставлять все по полочкам и навешивать ярлычки.

На пустом месте, как известно, мало что растет. Из чего же состоял «слуховой опыт» Гайдна и Моцарта? Из огромного пласта музыки их выдающихся современников. Четверо из них носили фамилию Бах.

Сыновья

Это были Вильгельм Фридеман Бах – «галльский Бах» (1710–1784 г.), Карл Филипп Эммануил Бах – «Берлинский, или Гамбургский Бах» – (1714–1788 г.),Иоганн Кристоф Фридрих Бах, или «Бюккебургский Бах» (1732–1795 г.),Иоганн Кристиан (Христиан) Бах – или «Лондонский Бах» – (1735–1782г.).

Все они прожили разные жизни: К.Ф.Э. Бах работал при дворе Фридриха II Прусского как придворный музыкант. «Лондонский Бах» «повторил» путь Генделя: сначала жил и работал в Италии, затем окончательно переехал в Англию (жил в Лондоне и преподавал королеве Шарлотте – бабушке королевы Виктории), В.Ф. Бах – то ли самый неудачливый, то ли самый непокорно-неуживчивый Бах.

Несмотря на разные жизненные пути, все сыновья оставили огромное количество произведений и оказали самое непосредственное влияние на творчество Гайдна и Моцарта, что последние всегда с благодарностью признавали.

С сыновьями И.С. Баха произошла «зеркальная история». При их жизни не вспоминали отца, а когда возродился интерес к И.С. Баху, забыли про сыновей. Сейчас равновесие восстанавливается.

Итальянцы

Двух крупных итальянских композиторов связала любовь к опере и жизнь в Санкт-Петербурге.

Джованни Паизиелло (1741–1816 г.) – мастер оперы, но большей частью комической. По приглашению Екатерины II приехал в Россию, где прожил 8 лет. Затем его пригласил Наполеон – в Париж. Но самые знаменитые свои оперы он написал именно в России (и поставлены были в Царском Селе).

Доменико Чимароза (1749–1801 г.) также по приглашению Екатерины II приехал работать в Россию. После Петербурга он жил в Вене, затем вернулся на родину. Там он, из-за того, что сочувствовал Французской революции, был приговорен к смертной казни. За него заступились поклонники его музыки. Выйдя из тюрьмы, Чимароза собрался вернуться в Санкт-Петербург, но внезапно умер. Ходили слухи, что смерть не была случайной (яд), но доказательств тому не нашлось.

Тема «итальянцы в России» почти неисчерпаема, поэтому лучше перейти к еще одному итальянцу. Он, правда, жил в Испании.

Луиджи Боккерини (1743–1805 г.) благодаря сегодняшнему кинематографу «вернулся» к слушателям. Он известен главным образом как автор камерной музыки. Ему покровительствовали сильные мира сего – от прусского короля до испанского инфанта. Правда, рассказывают и о том, что Боккерини умел проявить характер. Властный патрон мог потребовать, чтобы он убрал из своей музыки непонравившийся пассаж, вместо этого Боккерини «удваивал» этот пассаж. Умер Луиджи Боккерини в Мадриде, а вот его прах вернул на родину Муссолини(диктаторы очень хорошо осознают важность музыки).

Не буду уточнять рекламу, которая прямо сейчас идет по российскому телевидению с музыкой Боккерини. Достаточно сказать, что как минимум два его произведения стали широко известны в последнее время. Его музыка звучит в английской черной комедии «Замочить старушку» и оскароносном фильме «Хозяин морей: На краю земли», в других кинокартинах. Точнее сказать, где только этот Менуэт не звучит.

И еще подготовила вступление классицизма в права – песня. Для Гайдна это была преимущественно крестьянская песня, для Моцарта – городская. Окружающий слуховой опыт включает в себя и то, что слышно непосредственно с улиц, на проселочных дорогах, в селах и т.д.

И последнее: в недрах этого века все более крепло желание дистанцироваться от власти (светской или церковной). О том, как сложились судьбы у Гайдна и у Моцарта, и об их шедеврах можно прочитать в следующий раз.

Источник http://shkolazhizni.ru